Вторник, 21.01.2020, 04:19
Приветствую Вас, Гость
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ АЭРОДИНАМИКИ, КОНСТРУКЦИИ И ПРОЧНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Кафедра аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов была основана с первого дня образования Московского института инженеров гражданской авиации (МИИГА) в 1971 году как кафедра "Летательных аппаратов" (ЛА). Первым ее заведующим и основателем явился ректор института д-р техн. наук, проф. Голубев Иван Семенович.

У истоков образования кафедры трудились известные специ­алисты в области проектирования и исследования ЛА: Лауреат Ленинской премии, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д-р техн. наук, проф. В.Ф. Рощин, Лауреат Ленинской премии, д-р техн. наук, проф. А.И. Уткин, д-р техн. наук, проф. В.В. Васильев.

Существенный вклад в становление и развитие кафедры внесли опытные преподаватели старшего поколения: канд. техн. наук, доц. В.Б. Астауров, А.Я. Жуков, Е.Ф. Крестьянинов, Ю.П. Подгорный, Ю.П. Терехов. Рядом с ними трудились и набирались опыта молодые преподаватели, приглашенные на кафедру из МАИ, МАП и MOM: канд. техн. наук, доц. А.Н. Арепьев, Л.Г. Клемина, Г.К. Колосов, Н.В. Судинина, В.Г. Ципенко, канд. техн. наук, ст. преподаватель В.И. Карельский, Э.И. Соколов, А.Р. Чекнев, ассистент В.И. Зайцев.

В годы становления кафедры большой вклад в развитие лабораторной базы внесли заведующие лабораториями Ю.А. Быков и М.Г. Рапохин. Ими были оснащены лабораторные работы по всем основным дисциплинам, а также оборудован док под лабораторию. В дальнейшем развитии лабораторий принимали активное участие С.М. Кондрашев, В.И. Сескин, А.Н. Старовидченко.

В это же время ученые кафедры начинают проводить обширные научные исследования по приоритетным направлениям гражданской авиации, связанным с разработкой методов повышения эффективности эксплуатации существующих и перспективных воздушных судов.

Приход на кафедру молодых научных кадров в лице А.З. Бастаджана, Е.А. Галкиной, В.М. Гарбузова, Н.Н. Городничевой, С.А. Дмитрука, А.Л. Ермакова, В.М. Коршока, М.С. Кубланова, В.В. Меркотана, Е.В. Яворского, Н.Н. Чунаревой, существенно повысил эффективность проводимых научных исследований, многие из которых закончились защитами кандидатских диссертаций.

В 1974 году произошло разделение кафедры. На выделившуюся кафедру "Аэродинамики и динамики полета" (АДП), возглавлявшуюся д-ром техн. наук, проф. В.Ф. Рощиным пришли молодые преподаватели: В.М. Гарбузов, А.Л. Ермаков, В. И. Карельский, Н.В. Судинина, В.Г. Ципенко.

Именно тогда под руководством опытных преподавателей (проф. В.Ф. Рощина, проф. А.И. Уткина, доц. А.Я. Жукова) была разработана учебно-методическая литература по всем дисциплинам новой кафедры. На кафедре выделились два приоритетных научных направления, руководимые д-ром техн. наук, проф. В.Ф. Рощиным: повышение эффективности эксплуатации ВС (отв. исполнитель В.В. Меркотан) и математическое моделирование динамики полета ВС (отв. исполнитель В.Г. Ципенко).

С 1977 года заведование кафедрой "ЛА" было поручено д-ру техн. наук, проф. В.И. Протопопову. В это время в состав кафедры входили циклы: конструкции и прочности ЛА, строительной механики, гидравлики и гидромеханических систем. Велось активное становление этих циклов, создавалось методическое обеспечение, развивалась лабораторная база, широко внедрялась в учебный процесс и научные исследования вычисли­тельная техника. Кафедра ЛА имела свою ЭВМ "Мир-2".

Успешно развивалось научное направление по динамике поврежденных конструкций, возглавляемое д-ром техн. наук, проф. Г.И. Страховым (научные сотрудники: А.З. Бастаджан, Н.Н. Городничева, Н.Н. Чунарева, Э.И. Соколов, М.Г. Рапохин). Существовавший более 10 лет на кафедре научно-технический семинар под руководством д-ра техн. наук, проф. Г.И. Страхова регулярно собирал большую аудиторию ученых из Риги, Москвы, Воронежа, Киева и других городов. Следует особо отметить научные разработки кафедрой методов управления техническим состоянием функциональных систем ВС (научный руководитель д-р техн. наук, проф. В.И. Кузнецов, отв. исполнитель с.н.с. В.М. Коршок), которые внедрены на самолете Ту-204.

В 1985 году в связи с укрупнением подразделений института кафедры ЛА и АДП были вновь объединены в одну кафедру "Аэродинамика, конструкция и прочность летательных аппаратов" (АКПЛА), которая функционирует до настоящего времени. Заведующим этой кафедрой был избран с.н.с., канд. техн. наук Ю.Д. Железняков.

В этот период, связанный с переездом кафедры АКПЛА в новый учебно-лабораторный комплекс, существенно обновлялось научно-техническое оснащение кафедры: установлен учебно-лабораторный аэродинамический комплекс (УЛАК-1), оборудованы классы по самолетам Ту-154 и Ил-86.

В то же время преподаватели кафедры успешно руководили научными работами аспирантов, докторантов и соискателей. Многие из них защитили кандидатские и докторские диссертации. Докторами технических наук стали В.Г. Ципенко, В.М. Рыжак, кандидатами технических наук – В.А Андрюхин, А.Ю. Бехтин, Б.Я. Колесников, М.С. Кубланов, Л.Б. Симонов, В.И. Шевяков, О.В. Круглякова и др.

С 1990 года кафедру АКПЛА возглавляет д-р техн. наук, проф. В.Г. Ципенко. В начале 90-х годов защитили: докторскую диссертацию бывший пилот В.П. Усков, кандидатскую диссертацию – летный директор ОАО "Аэрофлот" В.И. Перепелица. В этот период создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория (ОНИЛ-12), в которой трудились д-р техн. наук, в.н.с. В.П. Усков, канд. техн. наук, в.н.с. Ю.Е. Кузьмина, канд. техн. наук, в.н.с. И.Ф. Полякова, канд. техн. наук, с.н.с. Е.М. Моисеев и др. Перешли на преподавательскую работу канд. техн. наук В.А. Андрюхин, канд. техн. наук М.С. Кубланов, Н.Н. Чунарева.

Была значительно расширена научная и учебная направленность кафедры, в частности, велись исследования в области обучающих и контролирующих программ (доц. В.М. Гарбузов), разработки нетрадиционных ЛА (доц. Н.Н. Чунарева), математического моделирования динамики полета ЛА (доц. М.С. Кубланов).

С 1995 г. научный потенциал кафедры значительно повысился, и её научная направленность заметно расширилась после объединения научно-исследовательских лабораторий ОНИЛ-12 и ОНИЛ-15 в одну ОНИЛ-15, возглавляемую проф., д.т.н. В.С. Шапкиным и с.н.с. А.С. Ковалевским. Научная лаборатория стала решать проблемы не только летной эксплуатации, аэромеханики и прочности воздушных судов, но и поддержания их летной годности.

Результатами многолетней научной работы явились: присуждение в 1993 г. премий Российско-европейского фонда развития науки и техники в области гражданской авиации ("Фонда Гросса") профессору В.Г. Ципенко и доценту Н.Н. Чунаревой; получение гаранта на разработку нетрадиционного ЛА (вертостата); защиты докторских диссертаций доцентом М.С. Кублановым и доцентом И.В. Никитиным, защиты кандидатских диссертаций аспирантами М.Г. Горяченковой и В.В. Ефимовым.

В учебном плане значительное внимание было уделено укреплению цикла конструкции и прочности ЛА, на который были приглашены из ГКНПЦ им. М.В. Хруничева к.т.н. Ефимов В.В., из МАИ к.т.н. В.Н. Журавлев, а из ТашПИ к.т.н., доцент В.В. Трофимов. Перешла на педагогическую работу и Н.Б. Бехтина, защитившая позже кандидатскую диссертацию.

Неуклонно растет качество обучения и педагогическое мастерство преподавателей кафедры. Профессором М.С. Кублановым поставлены и обеспечены учебной литературой 5 новых учебных дисциплин. Доцентами В.М. Гарбузовым и В.В. Ефимовым составлены и используются всеми циклами кафедры контролирующие компьютерные программы. Преподаватели кафедры широко используют компьютерные технологии при проведении всех видов занятий. По курсу динамики полета преподавателями кафедры во главе с профессором В.Г. Ципенко подготовлено несколько учебных видеофильмов. На курсах динамики полета, моделирования систем и процессов, планирования эксперимента и обработки результатов профессором М.С. Кублановым, гидравлики – доцентами Л.Г. Клеминой и Н.Б. Бехтиной внедрены компьютерные лабораторные работы. В лаборатории конструкции и прочности доцентом В.В. Ефимовым создан класс по изучению конструкции ЛА.

Кафедра АКПЛА является первопроходцем в деле организации высшего образования по международной многоступенчатой системе. В частности, первый выпуск магистров МГТУ ГА по программе "Летно-техническая эксплуатация авиационной и космической техники" осуществлен в 1998 году по учебному плану, разработанному, обеспеченному и реализованному кафедрой АКПЛА.

Для обеспечения образовательного процесса преподавателями кафедры издано более 100 учебно-методических разработок по всем видам учебных занятий, в том числе более 30 учебных пособий и 3 полнометражных учебных научно-популярных фильма. В период с 1993 г. по 2000 г. коллективом авторов кафедры издано 2 базовых учебника для студентов ВУЗов гражданской авиации "Аэромеханика" и "Динамика полета транспортных летательных аппаратов", а также 3 учебника совместно с преподавателями Ульяновского высшего авиационного училища ГА по практической аэродинамике самолетов Ил-86, Ил-76ТД и Ту-154М.

Кафедра является членом координационного Совета кафедр аэродинамики и динамики полета авиационных вузов СНГ, имеет широкие связи с ЦАГИ, ЛИИ им. Громова, предприятиями МАП и гражданской авиации.

Кафедра активно поддерживает связи с Ростовским, Иркутским филиалами университета и Егорьевским АТК ГА и оказывает им методическую помощь.

С первых дней образования кафедры ее сотрудники принимали и принимают активное участие в производственной и общественной жизни университета. Профессор кафедры А.Л. Ермаков более 20 лет являлся деканом заочного факультета, а доц. В.М. Гарбузов – его заместителем; деканом МФ избирался Ю.Д. Железняков. Кафедра воспитала целый ряд общественников – профсоюзных активистов, таких как В.Г. Ципенко (дважды избирался председателем профкома), В.М. Гарбузов (избирался председателем профкома), А.Л. Ермаков и М.С. Кубланов (избирались членами профкома), В.А. Андрюхин, Н.Н. Чунарева, Л.Г. Клемина, В.П. Курчиков и др. являлись активными профсоюзными работниками на Механическом факультете и кафедре.

За высокие показатели в научно-педагогической и общественной деятельности проф. Ципенко В.Г. удостоен званий "Заслуженный деятель науки Российской Федерации" и "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации", проф. Шапкин В.С. – "Почетный гражданин России" и "Заслуженный работник транспорта Российской Федерации", проф. Кубланов М.С. – "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". Многие сотрудники кафедры награждены медалью "В память 850-летия Москвы", нагрудными знаками "Отличник Аэрофлота", "200 лет транспортному образованию России", "90 лет гражданской авиации".

В настоящее время на кафедре 18 сотрудников имеют стаж работы в МИИГА (МГТУ ГА) 20 и более лет и приумножают славные традиции университета.

История кафедры АКПЛА: /istorija_kafedry_akpla.pdf
История научной школы «Решение задач летной эксплуатации с помощью математического моделирования»: /istorijashkoly2.pdf